top of page
  • Фото автораLeonid Belsky

Раскрываем секреты атрибуции старинных чернильниц и чернильных письменных приборов.

В последние годы ко мне стали неоднократно обращаться знакомые или знакомые знакомых с просьбой помочь оценить старинные семейные чернильницы, зная, что я накопил достаточно большой опыт в этой области. Для меня это всегда было интересно, и, как любой коллекционер, я всегда жду встречи с новыми предметами и загадками, которые могут скрываться за обманчивой внешностью чернильницы или чернильного письменного набора!


В прошлом году на своём сайте я запустил специальный проект – помощь в атрибуции/оценке старинных чернильниц (ссылка). В рамках этого проекта мы вместе с владельцем предмета стараемся изучить и составить описание предмета (материалы, возраст, стиль, страна, декоративные элементы, сюжет…), чтобы владелец смог сам решить, насколько данный предмет ценен. По моему опыту почти каждый владелец стремится узнать, за сколько его можно продать😊.


Итак, как выглядит процесс атрибуции/оценки в рамках моего проекта:

  1. Владелец присылает фотографии, размеры и прочие детали, которые могли бы помочь с атрибуцией

  2. Если я уже встречал подобную чернильницу – владелец получает от меня типовой ответ (см. недавний пример запроса/ответа)

Запрос: Помогите, пожалуйста, определить возраст и стоимость чернильницы?

Ответ: Это подвесная походная чернильница конца 17 века. Подробнее можете почитать в статье по ссылке:


Цена зависит от состояния и насколько интересны изображения (если они есть). На Мешке и Avito в этом году их продавали от 10 до 15 тыс рублей. Ссылки на недавние объявления (ссылка 1, ссылка 2). На антикварных рынках/магазинах они могут быть дороже. Вы можете выставить на продажу (например, Avito) и по количеству обращений скорректируйте цену…


Вот так работает процесс, когда все просто, но не очень интересно....


Такие запросы приходят на мой сайт примерно раз в неделю. В этом случае одна из моих основных задач - помочь владельцу старинного чернильного предмета получить общую информацию о предмете и примерном диапазоне цен на похожие предметы.


Самое увлекательное начинается, когда мне присылают фотографии роскошных предметов, изготовленных в лучших традициях декоративного-прикладного исскуства, как правило, сделанных малыми тиражами или по индивидуальному заказу в Европе или по европейским образцам в России.


В качестве примера, несколько интересных запросов, которые я получил за последние месяцы, где требовалость проводить настоящее исследование!

Металлическая чернильница с изящной фигуркой Пьеро.


Роскошный письменный прибор с египтянкой (скорее всего, царицей Клеопатрой), которая в руках держит чернильницу в виде головы со стеклянной вставкой.


Классический бронзовый письменный набор (чернильница на подставке), на котором изображена интересная скульптурная группа (Лев и Львица).


Бронзовая чернильница в форме бюста юного матроса.


Казалось бы, в наши дни с помощью поиска по изображению в Интернете можно быстро найти похожий предмет и выставить на продажу на основе цены, найденной в интернете. К сожалению, не все так просто:

  1. Во-первых, найти похожую чернильницу сложной формы по изображению, как правило, не удается. Поверьте моему опыту, Google Объектив, Яндекс картинки и другие специализированные поисковые движки часто не могут справится с этой задачей.Специально привожу наглядный пример далее*.

  2. Во-вторых, стоимость похожих предметов в объявлениях может существенно отличаться (в разы) по непонятным для владельца причинам. На самом деле, на разброс цен влияют многие параметры: где и когда данный предмет был примерно изготовлен, из какого материал он сделан, состояние и т.д.

  3. В-третьих, самое большое количество антикварных чернильных предметов находится на англоязычных ресурсах и при поиске требуется использовать максимально точное описание на английском языке.


*Пример неудачного поиска по изображению.

Для поиска использовалась качественная фотография старинной французской чернильницы


Результат поиска по изображению с помощью Google Lenses ☹️


Итак, предположим, что поиск по изображению не дал результата и на предмете нет никаких клейм и надписей.


На первом этапе делаем предметный анализ - разбираемся с составными частями предмета, например, чернильного набора, определяем, какие отдельные письменные предметы входят в него. Например, если в составе письменного набора есть песочница вместо пресс-бювара (промокашки), значит предмет мог быть более старым и т.д. Если есть перочистка, это указывает на то, что в это время уже пользовались металлическими, а не гусиными перьями...

Пример чернильного набора из моей коллекции с перочисткой и пресс-бюваром


На втором этапе внимательно рассматриваем, какие декоративные элементы были использованы и в каком художественном стиле. Если есть скульптуры и/или рисунки - анализируем сюжет и основных персонажей, которые нам могут помочь при поиске.


На следующем этапе нам нужно вместе с владельцем разобраться с материалами, из которых сделана чернильница или чернильный набор. Для примера приведу список металлов, которые часто использовались в прошлом при изготовлении чернильниц/чернильных наборов:

Старинные металлы:

Silver(cеребро), Gold(золото), Brass(латунь), Pewter(олово), Lead (свинец), Cast Iron(чугун), Bronze(бронза), Copper(медь)


Более современные металлы:

Sheffield plate - сплав из серебра и меди (1743)

Zinc - цинк (1746)

Nickel - никель (1751)

Сupronickel - Мельхиор или Melchior (1820, Франция). Ещё этот материал называли «немецким серебром»

Nickel silver - Нейзильбер. Это сплав меди, никеля и цинка. Ещё этот материал называют «новым серебром» за его стальной цвет и соответствующие характеристики. Массовое производство в Англии началось в конце 1830-х годов

Silver-plated – серебряное покрытие (посеребрение), чаще всего поверх nickel silver (electroplating - гальваника). Массовое производство в Англии началось в конце 1830-х годов.

Stainless Steel - нержавеющая сталь. Массовое производство в Англии началось в 1840 году.

Aluminum - Алюминий. Массовое производство началось в 1889 году.


Поскольку я делаю атрибуцию удаленно, иногда приходится просить владельца использовать целый ряд проверок для определения конкретного материала. Например, обычный магнит удобен для того, чтобы отличить матриалы, которые магнитятся (чугун, сталь....) от серебра, алюминия, бронзы. Надежный способ отличить серебро - по клейму. Для серебряных изделий оно обязательно (hallmark - клеймо пробирной палаты), которое всегда можно проверить. Для посеребренных изделий клеймо может отсутствовать или вместо (hallmark) стоит обычное клеймо (mark) производителя.


В данной статье я лишь для примера привел несколько способов, как можно отличать различные металлы. Способов достаточно много. В интернете есть большое количество публикаций на эту тему.

В результате поэтапного исследования появляется более полное описание предмета (особенности предмета, декоративный стиль, материалы..). Затем я перевожу описание на английский язык для поиска по ключевым словам на целом ряде международных сайтов и специализированных базах данных, где собраны результаты продаж на антикварных аукционах по всему миру.

Находим похожие предметы и определяем минимальную и максимальную цену продаж. Далее сам владелец предмета решает по какой цене и каким образом он его будет продавать.


PS:

Всегда есть вероятность, что предмет уникальный и нам не удастся найти аналогичный пример/узнать стоимость. В любом случае у владельца предмета будет описание предмета, на основании которого он сможет решить, что дальше делать. На своем опыте я несколько раз сталкивался с тем, что владельцы решали не продавать, а оставить семейную реликвию дома!













bottom of page