top of page
  • Фото автораLeonid Belsky

Новые поступления. Чернильницы с загадками.

За последние пару месяцев моя коллекция пополнилась десятком новых чернильниц и чернильных принадлежностей. Сначала я расскажу о некоторых интересных экземплярах, а потом приведу пример загадочной чернильницы.


Большая чернильница, спрятанная внутри бронзового глобуса.


Чернильница, бронза, Италия, предположительно начало XX века


На основании по кругу на итальянском написаны названия 12 месяцев года и изображены знаки зодиака. Рядом с чернильницей находится глубокое отверстие, скорее всего, для перьевых ручек. Глобус установлен на четырех стилизованных бронзовых ножках в форме мифологических дельфинов.


Для тех, кто, возможно, засомневался, что это дельфины - крупным планом изображение одной из ножек и рядом похожее мифологическое изображение дельфинов на английском фонтане XVII века. В греческой мифологии Дионис был богом мореплавателей, оберегающим их от опасностей, штормов и бурь. Однажды пираты попытались захватить Диониса в плен. Разгневанный Дионис превратил пиратов в дельфинов. С тех пор они стали вечно сопровождать Диониса.


Изящная английская чернильница на подставке с ножками в стиле Рококо.



Подставка и крышка чернильницы из чистого серебра. По клейму легко определяем, где, кем и когда она была изготовлена. На клейме выбит логотип производителя (H&M) и три символа: (якорь, лев и буква g). Якорь и лев указывают на Бирмингем, буква g на 1906 год, когда эта чернильница была изготовлена. В справочнике клейм/серебряных дел мастерских из Бирмингема находим H&M - Henry Matthews.


Генри Мэтьюз (Henry Matthews) в свое время был известен тем, что изготавливал небольшие серебряные изделия с искуссно выполненными деталями. Его мастерская находилась в знаменитом ювелирном квартале города Бирмингема.


Набор из двух чернильниц с необычным орнаментом в виде драконов


Чернильный набор с ложем для перьевых ручек, металл, Дания, начало XX века


Этот необычный орнамент сразу напомнил мне знаменитые кельтские узоры. На обратной стороне я увидел знакомое слово "ENERET" и понял, что мне повезло, и теперь список стран, которые представлены в моей коллекции чернильниц, пополнился еще одной - Данией!


Дело в том, что клеймо с надписью "ENERET" (на датском языке) указывает на то, что данное изделие было зарегистрировано в Дании с целью защиты авторского права и получило в свое время уникальный номер (2375/2376). Ранее мне неоднократно приходилось сталкиваться с подобными клеймами, своего рода копирайт-маркировкой, на изделиях из других европейских стран, например:

  • "Geschützt” - Германия

  • "Depose" - Франция

  • "Patent" - Англия.


Теперь вернемся к драконам, изображенным на чернильнице. В кельтской мифологии драконы изображались по-разному, но чаще всего драконы изображались с хвостами в пасти (или рядом с ней), образуя круг. Это символизировало цикличность мира и жизни. Драконы считались символами власти, лидерства, мудрости и плодородия.


Набор французских чернильных принадлежностей с эмалью Шамплеве



Слева на фотографии французская бронзовая чернильница на подставке, которая уже была в моей коллекции. Чернильница и подставка покрыты эмалью, нанесенной с помощью технологии Шамплеве. На специальной подставке лежит красивая перьевая ручка с держателем для пера, декорированная в том же стиле. 


Выемчатая эмаль или Шамплеве (франц. Сhampleve) – это древнейшая ювелирная технология, известная еще с XII века. В то время данная технология носила название «лиможская эмаль» по названию города, где впервые данная технология нанесения эмали и была применена. Сначала требуется выпилить углубления на выгравированной металлической основе. Затем эти «впадины» заливаются разноцветной эмалью.


Недавно мне удалось раздобыть три интересных дополнительных предмета, декорированные эмалью в том же стиле (справа на фотографии). Давайте разберемся с этими устройствами:

  1. Миниатюрный подсвечник для маленькой свечки, с помощью которой обычно плавили воск для сургучных печатей

  2. Классический пресс-бювар с промокательной бумагой (промокашка), с помощью которой «осушали» только что написанный текст

  3. Еще одно устройство-промокашка (конца XIX века) необычной формы с двумя валиками, на которых намотана сменная промокательная бумага


О том, как изобрели промокательная бумагу в XIX веке и какими стали промокашки в XX веке я написал небольшую статью "От песочницы к промокашке.." см. по ссылке.


Чернильница с загадкой


А теперь - обещанная в заголовке загадочная чернильница (на фото слева). Это необычная фарфоровая чернильница с тремя боковыми отверстиями для перьевых ручек. В нижней половине находится сама чернильница (фарфоровая вставка для чернил). Верхняя половина выполняет функцию крышки.

На фотографиях крупным планом показана верхняя половина чернильницы (вид сбоку и сверху)


Сразу же обращают на себя внимание загадочные мелкие отверстия, которые делают крышку похожей на солонку. Зачем они здесь нужны?


"Это же песочница!",- скажут знатоки истории письменности.


Здесь необходимо дать небольшое пояснение. С помощью песочницы (англ. Sander) «осушали» только что написанный текст. В песочницу насыпали мелкий речной песок, которым посыпали лист бумаги для того, чтобы чернила быстрее высохли.


В прошлом использовались песочницы двух типов:


-Открывающиеся песочницы (на фотографиях слева) можно было открыть и как в солонку насыпать песок или специальный порошок.


-Закрытые песочницы (на фотографиях справа) имели углубление в верхней части и достаточно большие отверстия для того, чтобы можно было через них насыпать песок. Ради экономии, использованный песок могли засыпать обратно через те же самые отверстия.


Возвращаясь к нашей чернильнице - непонятно, как заполнить эту псевдо-песочницу песком. Верхняя часть не открывается, а отверстия настолько мелкие, что, сколько я не старался через них засыпать в качестве эксперимента мелкую соль, мне так и не удалось это сделать. Во-первых, из-за маленького размера отверстий, а во-вторых, из-за того, что большая часть соли просто скатывалась c плоской поверхности .


Теперь, наверное, становится понятным, почему я называю верхнюю часть псевдо-песочницей, а саму чернильницу – чернильницей-загадкой!


Не могу удержаться, чтобы не упомянуть здесь о второй, точнее, изначальной функции песочницы.


Были времена, когда перед тем, как начать писать (а не после), чтобы чернила не растекались и не смазывались, лист пергамента или грубой бумаги нужно было обязательно обработать специальным порошком (англ. Pounce). Поэтому изначально устройство называлось Pounce Pot, где в качестве порошка в то время могли использовать дроблёный панцирь каракатицы (англ. cuttlefish) или другие натуральные составы с похожими свойствами.


На своём личном примере расскажу, для чего было нужно использовать такой порошок перед написанием текста.


Для одной из своих выставок я решил купить несколько небольших листов пергамента ручной выделки и сделать на них красивые надписи чернилами. К сожалению, чернила начали растекаться из-за того, что поверхность была немного жирной и шероховатой.


Ради интереса я решил воспользоваться древним рецептом: для этого я купил панцирь каракатицы, подробил его в ступке, затем посыпал полученным порошком лист пергамента и несколько раз протёр поверхность мягкой тканью.


После того, как я смахнул остаток порошка с листа и снова попробовал сделать надпись, как по волшебству, чернила перестали расплываться!

Небольшие листы козьего пергамента, который я использовал для эксперимента (слева). Панцирь каракатиц из зоомагазина под названием Сепия или минеральный камень (справа).  


PS:


Необходимость спецподготовки поверхности перед нанесением текста отпала, когда качественная бумага стала более доступной. Для осушки чернил стали использовать песок, а вместе с ним появилось более привычное для нас название песочница.


bottom of page