top of page
  • Фото автораLeonid Belsky

Древний мир. Появление и эволюция чернильных принадлежностей.

В продолжение статьи "Эволюция чернильных письменных принадлежностей за 5000 лет" рассказываем об основных изменениях, которые произошли с чернильными принадлежностями в Древнем мире.


Начнем с Древнего Египта - 3000 лет до нашей эры, когда были найдены первые чернильные письменные принадлежности.

Сидящий писец, Лувр, Париж, 3-е тысячелетие до н. э.


Египтяне использовали тонкий тростник (диаметром примерно 0.15 см) для изготовления тростниковых кисточек. Возможно, они разжёвывали конец тростника для получения кисточки, похожей на современную. Тростниковая кисточка позволяла писать иероглифы любой толщины.

Пенал писца с тростниковыми кисточками и двумя углублениями для черных и красных чернил (Brooklyn Museum)

Изготавливали чернила обычно из сажи, смешивали с каким-либо связующим веществом (обычно это была акациевая смола), а затем суспензировали в животном клее, растительном масле или уксусе. Эту смесь высушивали и скатывали в шарики, которые писцы могли носить с собой — для использования достаточно было размешать такой шарик в воде.


Для получения цветных чернил добавляли охру, которую брали из глины — благодаря наличию железа в составе последней удавалось достичь красного и оранжевого цветов.


Писали черными чернилами на папирусе, выделяя ключевые слова и заглавные иероглифы красным/оранжевым цветом. Папирус изготавливали из одноименного тростникового растения, растущего в долине Нила.

Фрагмент древнеегипетского папируса ©phys.org


Технологии изготовления папируса была сложной и многоэтапной. Сначала мастера освобождали стебли папируса от коры, полученную сердцевину нарезали на тонкие полоски, которые после этого отбивались и раскладывались вдоль и поперек несколькими слоями.

Потом листы папируса сушили на солнце, снова отбивали и наконец склеивали листы между собой. Cтандартный свиток состоял из 20 склеенных листов шириной от 15 до 47 см.



Пришло время расказать о египетских чернильницах.....


Большинство найденных на раскопках египетских чернильниц имеют похожую конструкцию: массивное основание прямоугольной или овальной (похожей на картуш) формы с двумя отверстиями для черных и цветных чернил.

Керамическая чернильница с двумя углублениями для чернил


В отдельной статье автора "Древние писцы на Ближнем Востоке, что мы о них знаем" расказывается о тех, кто пользовался чернильними приборами в древнем мире.


Древняя Греция. На смену тростниковой кисточки приходит тростниковое перо, начиная с III века до нашей эры.


Греки стали использовать существенно более толстый тростник для изготовления тростниковых перьев (диаметром примерно 1 см). Тростниковое перо (каламус - от греческого calamus) обладало массой преимуществ. Скорость написания резко возросла, срок службы пера значительно увеличился за счет возможности многократной заточки - до 50 раз (от начальной длины пера 25см до огрызка длиной 6 см). Заметим, что греки научились делать расщепы в пере - что позволяло выписывать тонкие линии. По тростинке постепенно стекали чернила, по своему устройству калам уже напоминал современное перо.

Связка тростниковых перьев на деревянной подставке (Brooklyn Museum)


Древний Рим. Добавление металических примесей для улучшения чернил.


Еще древние египтяне научились добавлять металлические примеси в чернила, например, свинец,- в качестве закрепительной смеси и возможности чернилам быстрее высохнуть, но такие добавки использовались ограниченно для особых случаев.


До недавнего времени было принято считать, что использование металлических добавок в чернила в древнем мире началось только с IV века нашей эры. Современнные исследования показали, что уже в I веке нашей эры римляне использовали металлические примеси для улучшения качества обычных чернил из сажи (раскопки в Помпеях и Геркулануме - сcылка).

На смену египетским чернильницам приходят чернильницы более похожие на современные.


С одной стороны, греки и римляне используют глиняные и керамические сосуды для хранения жидких чернил.


С другой стороны, уже в I веке нашей эры появляются небольшие настольные металические чернильницы с красивыми декорациями и изящные керамические чернильницы разных форм и цветов.

Бронзовая чернильница с красивыми декорациями и пробкой (крышкой, чтобы чернила не испарялись).


Почти, как современная... - керамическая (терракотовая) чернильница имеет узкое отвертствие для макания тростниковых перьев и крышку (пробку) для того, чтобы чернила не испарялись.


Интересные формы и декорации на чернильницах этого периода говорят нам о том, что постепенно чернильницы превращаются в достойный атрибут состоятельных жителей.


Еще один новый конструктивный элемент, который мы встречаем на римских бронзовых или керамических чернильницах, - приспособления для переноски (разнообразные ручки и кольца....).

Походный римский чернильный набор из двух чернильниц с кольцом для переноски I-III века нашей эры (найден на территории современной Голландии)


Отмечаем многообразие форм и материалов чернильниц, найденных на различных территориях огромной Римской империи. Глина, керамика, стекло, бронза, серебро и золото....

Древний Рим. Чернила и чернильницы для избранных.


Для повседневной жизни римляне использовали восковые таблички и стилусы (в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок, для обучения детей письму).

Если египтяне использовали красные чернила для выделения ключевых слов и заглавных иероглифов, то в Древнем Риме из пурпура и киновари делали красные «придворные чернила», которыми писались только государственные документы. Пурпур получали из раковин моллюска брандариса. Киноварь – ртутная руда, придающая краске алый цвет.


Императорский указ запрещал пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни.


Появляются эксклюзивные чернильницы, выполненные по специальным заказам с учетом увлечений их владельцев. В качестве примера приведена чернильница с изображением театральных масок.

Керамическая (терракотовая) чернильница (III век н.э.), Метрополитен-музей, США,


Больше подробностей о чернильницах Древнего Рима можно найти в отдельной статье автора по следующей ссылке "Чернильницы Древнего Рима - какими интересными они были!".


Древний Рим. Пергамент в качестве замены папируса.


Во II в. до н. э. цари Египта, желая поддержать уникальный статус Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Государство Пергам с одноименной столицей было греческой колонией в Малой Азии. Александрийская библиотека в этот момент была крупнейшей в мире, в ней хранилось более 800 тыс. папирусных книг.


После введения египтянами запрета на экспорт папируса и тростника - греческие мастера Пергама начали искать чем, можно было бы заменить папирус.


В Персии для письма издревле использовался дифтер – высушенные шкуры овец и коз. В Пергаме было начато производство своего материала для письма. Технологию улучшили (добавили шлифовку шкур) и удешевили (использовали шкуры крупного рогатого скота и свиней).


У папируса было много недостатков: со временем папирус темнел, пересыхал и разрушался. Папирус можно было свернуть в свиток, но нельзя сложить или смять. Написанный на папирусе текст невозможно было смыть или стереть.


У пергамента перед папирусом была масса преимуществ. Прочность и долговечность - материал из кожи. Чернильную надпись на пергаменте можно было смыть и использовать полотно повторно. Полотна пергамента можно было сшивать, получая листы очень большого размера. На пергаменте можно было писать на обеих сторонах листа.


У пергамента был всего один недостаток: он был очень дорогим, поскольку процесс производства был долгим и сложным.


Шкуры тщательно промывали, удаляли грубый и жесткий волос, замачивали на две недели в растворе извести. Потом удаляли шерсть, натягивали на раму и снимали подкожную клетчатку. Потом материал шлифовали и выглаживали пемзой, втирали мел (для впитывания остатков жира и придания поверхности однородности). После этого материал отбеливали втиранием муки, молока или белков.


В Древнем Риме пергамент поначалу назывался мембраной, но позже, примерно с IV века нашей эры, к пергаменту вернулся греческий вариант названия.

После снятия запрета на экспорт папируса и тростника из Египта, оба материала продолжали использоваться в римской империи для письма чернилами с учетом их особенностей (см. отдельное исследование на данную тему).


Китай. Особый путь развития чернильных письменных принадлежностей. Изобретение бумаги. Тушь и кисть - для письма иероглифами на бумаге.


Во времена Древнего Рима Китай пошел по своему, особому пути развития чернильных письменных принадлежностей.


Технология изготовления бумаги была изобретена в Китае примерно в 100-200 гг. н.э. Бумагу, пригодную для письма, получали по примерно следующей технологии:

  • смешивались толченые волокна шелковицы, золу от древа, тряпки, волокна стеблей конопли;

  • состав смешивался с водой, затем масса выкладывалась на форму;

  • масса высушивалась на солнце и разглаживалась с помощью камней.


В течение столетий китайцы хранили данную технологию в тайне.

Заметим, что в то время, когда римляне использовали папирус и пергамент, китайцы не только делали бумажные книги, но и выпускали бумажные деньги, и даже использовали бумагу в качестве туалетной!

До изобретения бумаги китайцы могли использовать только шёлк для написания иероглифов с помощью туши и кисти. Это был очень дорогой способ чернильной письменности, поэтому в основном для написания письменных текстов использовались бамбуковые дощечки.


Особенностью китайской кисточки была ее конструкция, которая позволяла достаточно долго писать за один набор туши. Центральная часть кисти, придающая ей упругость, собиралась из укороченных волосков, а внешняя часть — из более длинных. В результате внутри кисти образовывалась полость для заполнения тушью.

Китайскую тушь изготавливали из сажи (масляной, сосновой…), а также угля. Сажа смешивалась с клеем, а затем прессовалась в формы (бруски).


Перед тем, как заняться каллиграфией брусок туши растирался с небольшим количеством воды на специальной площадке — тушечнице (чернильный камень). Это был медленный процесс подготовки к письму - своего рода медитация.

Чернильный камень выглядел как плоский сосуд с углублением посередине. Самые ранние найденные чернильные камни датируются III веком до нашей эры.

Чернильный камень (тушница) эпохи Империя Хань ( 206 до н. э. — 220 н. э.), рядом с тушницей небольшой пестик для растирания сухой туши



PS:


С распадом Римской империи начинается новый этап трансформации чернильных письменных принадлежностей - см. следующую статью "Средние века. Эволюция чернильных принадлежностей".



bottom of page